Что делать, если заказчик нарушает закон
20-09-2017 13:00Даже если вы все делаете правильно и ведете себя предельно честно, не факт, что ваши контрагенты будут так же честны по отношению к вам. К сожалению, некоторые организаторы тендеров нарушают закон и на этапе отбора, и после него – во время сотрудничества. Как быть, если вы попали в такую ситуацию? Рассмотрим несколько сценариев и план действий.
Что говорит закон
Участие в тендерах регламентируется двумя основными законами:
- ФЗ от 5.05.2013 № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;
- ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ и услуг юридическими лицами.
Кроме того, ответственность организатора тендера прописана в Гражданском кодексе РФ. Штрафные санкции за нарушение системы закупок зафиксированы и в Кодексе об административных правонарушениях РФ № 195-ФЗ.

Административный кодекс прописывает суммы штрафов для правонарушителей в сфере организации тендеров
Отклонили первую часть заявки на участие в аукционе: как быть?
Отклонение первой части заявки, к сожалению, не редкость, однако не всегда оно имеет под собой веские основания. Причиной может быть, например, отсутствие конкретных функциональных или технических характеристик товара/услуги. Подобную или другую неправомерную формулировку отказа можно обжаловать в Федеральной антимонопольной службе или суде.
Участник тендера пишет жалобу, в которой указывает:
- сведения о себе и заказчике (название, местонахождение, контакты);
- закупку, в которой участвовал (адрес сайта, номер извещения, наименование тендера);
- детали инцидента;
- обжалуемые действия заказчика, собственные доводы;
- желаемые действия ФАС (например, приостановить размещение заказа, провести внеплановую проверку на соответствие закону и др.);
- перечень прилагаемых документов, которые подтверждают обоснованность жалобы.
Обжаловать неправомерные действия заказчика закупок можно в течение десяти дней после размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок. Если исполнитель определяется закрытым способом, точкой отсчета будет дата подписания соответствующего протокола.

В течение трех рабочих дней ФАС принимает решение о возвращении жалобы или ее перенаправлении в другой орган
Заказчик не оплатил выполненные работы: алгоритм действий
Правила оплаты выполненных работ фиксируются в договоре между сторонами и контролируются Гражданским кодексом. Если после сдачи объекта или поставок товара оплата не поступает, в первую очередь, внимательно изучите условия договора: возможно, в нем предусмотрена отсрочка или другие обстоятельства. Если их не имеется, действуйте так.
- Составьте уведомительное письмо на имя контактного лица по закупкам. Укажите сумму задолженности, основания для выплаты (номер и дату заключения договора), а также попросите погасить долг в течение определенного срока, например пяти рабочих дней с момента получения документа. Сообщите, что в противном случае обратитесь в Арбитражный суд.
- Если оплата не поступила, составьте претензию. В документе укажите сведения о договоре и обязательствах заказчика, номера выставленных и неоплаченных счетов, требования по оплате. Один экземпляр вручите заказчику под роспись (претензию получил, дата, подпись, ФИО, печать) или отправьте заказным письмом по почте с уведомлением.

Если уведомительное письмо и претензия не помогают получить оплату за выполненный заказ, придется обратиться в Арбитражный суд
- Если решить вопрос мирным путем не удалось, подавайте иск в суд. Для этого лучше найти хорошего специалиста по арбитражным спорам. Понадобится собрать пакет документов:
- договор с оригинальными подписями и печатями (копия или факс не подойдут);
- копии учредительных документов, выписка ЕГРЮЛ;
- номер счета;
- товарная накладная с подписью уполномоченного на приемку лица;
- если товар получен не директором, то доверенность;
- акты сверок – при наличии;
- другие бумаги, подтверждающие получение товара, оказание услуги или задолженность.
Заказчик не подписывает акт выполненных работ: что делать?
В этом случае также составляют претензию. Опишите предмет договора и суть нарушений, изложите требования. Укажите, что в противном случае обратитесь в суд. Документ с подписью уполномоченного лица лучше отправить заказным письмом с уведомлением. В будущем, если дело таки дойдет до суда, вы сможете использовать досудебную переписку в качестве доказательной базы.
Если реакции на претензию не последовало, обращайтесь в суд, но сначала определите требования. Рациональнее настаивать не на приемке работ и подписании соответствующего акта, а на оплате за выполненный объем/поставку. Для подачи иска понадобятся накладные, промежуточные акты, справки, экспертные заключения, переписка и другие документы, подтверждающие исполнение договорных обязательств с вашей стороны.
Обратите внимание! Иногда договор о сотрудничестве составлен так, что вы трактуете действия заказчика как неправомерные, а на самом деле он не совершает ничего противозаконного. Оплата может задерживаться по вине подрядчика, например, из-за несоблюдения им одного из второстепенных требований. Ваша задача – выяснить мотивы контрагента, чтобы оценить их объективно.

Прежде чем обращаться в суд, необходимо убедиться в неправомерности действия заказчика
Как видите, никогда не стоит отчаиваться! В каждом конкретном случае есть свой алгоритм действий, подкрепленный законом. Безусловно, подавать жалобу в ФАС на действия или бездействие заказчика, отстаивать интересы в арбитражных судах лучше рука об руку со специалистом. Компания Стар Софт Групп занимается сопровождением тендеров от А до Я, включая сложные моменты взаимодействия сторон и разрешение вопросов с нарушением закона.