Что делать, если заказчик нарушает закон

Что делать, если заказчик (организатор тендера) нарушает закон 20-09-2017 13:00

Даже если вы все делаете правильно и ведете себя предельно честно, не факт, что ваши контрагенты будут так же честны по отношению к вам. К сожалению, некоторые организаторы тендеров нарушают закон и на этапе отбора, и после него – во время сотрудничества. Как быть, если вы попали в такую ситуацию? Рассмотрим несколько сценариев и план действий.

Что говорит закон

Участие в тендерах регламентируется двумя основными законами:

  • ФЗ от 5.05.2013 № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ и услуг юридическими лицами.

Кроме того, ответственность организатора тендера прописана в Гражданском кодексе РФ. Штрафные санкции за нарушение системы закупок зафиксированы и в Кодексе об административных правонарушениях РФ № 195-ФЗ.

За нарушение закона организаторов тендера могут оштрафовать на сумму от трех до пятисот тысяч рублей

Административный кодекс прописывает суммы штрафов для правонарушителей в сфере организации тендеров

Отклонили первую часть заявки на участие в аукционе: как быть?

Отклонение первой части заявки, к сожалению, не редкость, однако не всегда оно имеет под собой веские основания. Причиной может быть, например, отсутствие конкретных функциональных или технических характеристик товара/услуги. Подобную или другую неправомерную формулировку отказа можно обжаловать в Федеральной антимонопольной службе или суде.

Участник тендера пишет жалобу, в которой указывает:

  • сведения о себе и заказчике (название, местонахождение, контакты);
  • закупку, в которой участвовал (адрес сайта, номер извещения, наименование тендера);
  • детали инцидента;
  • обжалуемые действия заказчика, собственные доводы;
  • желаемые действия ФАС (например, приостановить размещение заказа, провести внеплановую проверку на соответствие закону и др.);
  • перечень прилагаемых документов, которые подтверждают обоснованность жалобы.
Обжаловать неправомерные действия заказчика закупок можно в течение десяти дней после размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок. Если исполнитель определяется закрытым способом, точкой отсчета будет дата подписания соответствующего протокола.
ФАС обязана рассмотреть жалобу в течение трех рабочих дней и прислать уведомление

В течение трех рабочих дней ФАС принимает решение о возвращении жалобы или ее перенаправлении в другой орган

Заказчик не оплатил выполненные работы: алгоритм действий

Правила оплаты выполненных работ фиксируются в договоре между сторонами и контролируются Гражданским кодексом. Если после сдачи объекта или поставок товара оплата не поступает, в первую очередь, внимательно изучите условия договора: возможно, в нем предусмотрена отсрочка или другие обстоятельства. Если их не имеется, действуйте так.

  1. Составьте уведомительное письмо на имя контактного лица по закупкам. Укажите сумму задолженности, основания для выплаты (номер и дату заключения договора), а также попросите погасить долг в течение определенного срока, например пяти рабочих дней с момента получения документа. Сообщите, что в противном случае обратитесь в Арбитражный суд.
  2. Если оплата не поступила, составьте претензию. В документе укажите сведения о договоре и обязательствах заказчика, номера выставленных и неоплаченных счетов, требования по оплате. Один экземпляр вручите заказчику под роспись (претензию получил, дата, подпись, ФИО, печать) или отправьте заказным письмом по почте с уведомлением.
Если заказчик не платит, попробуйте решить вопрос без суда – через уведомительное письмо или претензию

Если уведомительное письмо и претензия не помогают получить оплату за выполненный заказ, придется обратиться в Арбитражный суд

  1. Если решить вопрос мирным путем не удалось, подавайте иск в суд. Для этого лучше найти хорошего специалиста по арбитражным спорам. Понадобится собрать пакет документов:
    • договор с оригинальными подписями и печатями (копия или факс не подойдут);
    • копии учредительных документов, выписка ЕГРЮЛ;
    • номер счета;
    • товарная накладная с подписью уполномоченного на приемку лица;
    • если товар получен не директором, то доверенность;
    • акты сверок – при наличии;
    • другие бумаги, подтверждающие получение товара, оказание услуги или задолженность.

Заказчик не подписывает акт выполненных работ: что делать?

В этом случае также составляют претензию. Опишите предмет договора и суть нарушений, изложите требования. Укажите, что в противном случае обратитесь в суд. Документ с подписью уполномоченного лица лучше отправить заказным письмом с уведомлением. В будущем, если дело таки дойдет до суда, вы сможете использовать досудебную переписку в качестве доказательной базы.

Если реакции на претензию не последовало, обращайтесь в суд, но сначала определите требования. Рациональнее настаивать не на приемке работ и подписании соответствующего акта, а на оплате за выполненный объем/поставку. Для подачи иска понадобятся накладные, промежуточные акты, справки, экспертные заключения, переписка и другие документы, подтверждающие исполнение договорных обязательств с вашей стороны.

Обратите внимание! Иногда договор о сотрудничестве составлен так, что вы трактуете действия заказчика как неправомерные, а на самом деле он не совершает ничего противозаконного. Оплата может задерживаться по вине подрядчика, например, из-за несоблюдения им одного из второстепенных требований. Ваша задача – выяснить мотивы контрагента, чтобы оценить их объективно.
Заказчик не платит? Убедитесь, что все условия с вашей стороны соблюдены!

Прежде чем обращаться в суд, необходимо убедиться в неправомерности действия заказчика

Как видите, никогда не стоит отчаиваться! В каждом конкретном случае есть свой алгоритм действий, подкрепленный законом. Безусловно, подавать жалобу в ФАС на действия или бездействие заказчика, отстаивать интересы в арбитражных судах лучше рука об руку со специалистом. Компания Стар Софт Групп занимается сопровождением тендеров от А до Я, включая сложные моменты взаимодействия сторон и разрешение вопросов с нарушением закона.



Стоимость не включает в себя затраты, связанные с условиями тарифов электронных площадок. Узнать подробнее об условиях оказания услуги «Сопровождение тендеров. Тарифное обслуживание» можно:

по электронной почтеinfo@starsoft.su

Заказать звонок
Стар Софт Групп
ул. Клары Цеткин 18 корпус 6 Москва, Россия
Бизнес-центр "Феликс-сити", ул. Дзержинского 65 оф.1005 Хабаровск, Россия
8 (499) 110-07-40 8 (916) 514-69-69 8 (4212) 25-10-03 8 (4212) 45-88-75 info@starsoft.su